пятница, 29 октября 2021 г.

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Уважаемые родители!

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. 

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Ошибки чтения и письма носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка. 

Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения, а так же нарушениями фонематического слуха, который в свою очередь отвечает за различение звуков родного языка. Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи. 

Дисграфия и дислексия являются не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влекут за собой изменения в характере ребёнка. Легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. Для того, чтобы приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности, укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами, научить звуковому анализу и синтезу слов, необходимо, как это не банально звучит, играть с детьми. 

Предлагаем Вашему вниманию простые игры,  которые помогут Вашему ребенку овладеть грамотой и в дальнейшем хорошо учиться. Прежде чем начать, уважаемые родители,  внимательно ознакомьтесь с правилами проведения данных игр. 

Называйте, пожалуйста, звуки, а не буквы. Звук «М», а ни в коем случае не «МЭ» или «ЭМ», так как в дальнейшем при анализе слов детям очень трудно разобраться в названии букв и звуков. И так как мы работаем на развитие фонематического слуха в первую очередь, то мы слышим звуки, а не буквы!Давайте детям такие слова для звукового анализа и синтеза, написание которых не расходиться с произношением (мак, лук и т.д.). Помните, что звонкие согласные оглушаются в конце слова (паровоз мы слышим – паровос, зуп и т.д.)

Игра 1 «Встречу слово по дороге – разобью его на слоги» Бросить ребенку мяч, назвав любое слово, он отбивает мячом количество слогов.

Игра 2 «Слог да слог и будет слово, мы в игру играем снова...» Взрослый называет ребенку первый слог любого слова, а ребенок должен досказать слово: Са -  (ша, хар, пог, лют).

Игра 3 «Кто в домике живет?» Ребенку предлагаются картинки(по желанию можно сгруппировать их по темам: «Животные», «Посуда», «Игрушки» и т.д.), а он должен их «расселить» — кто с кем «живет» в домике, в зависимости от количества слогов в данном слове: вместе «живут» ма-ши-на, со-ба-ка, са-мо-лет.

Игра 4 «Звуки разные встречаем, по дороге вновь шагаем». Называем ребенку односоставные слова — состоящие из одного слога (мак, сок, суп, дым и т.д.), и длительно тянем гласный звук – мААААк. Просим ребенка определить, какой звук «тянется», «поется»?

Игра 5 «Какой звук слышим в начале слова?» Называем ребенку слова, он угадывает, на какой звук начинается данное слово.

Успехов Вам и вашему ребёнку!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий